17 октября 1939 года родился режиссёр Константин Бромберг.
Он снял всего пять фильмов, но два из них попали в «золотой фонд отечественного кино» и прославили его имя — «Приключения Электроника» и «Чародеи» смотрят и любят зрители уже нескольких поколений.
В юности Константин Бромберг мечтал работать на телевидении и в 20 лет уехал из Харькова в далёкую Воркуту — работать журналистом на местной студии телевидения.
В 1968 году начинающая сценаристка Валентина Малиновская предложила ему снять короткометражный фильм по её сценарию — мелодраму «Длинный день Кольки Павлюкова» с участием Николая Рыбникова, Аллы Ларионовой и дебютантки Ольги Наумовой. Фильм не получил популярности, но для Бромберга это был опыт съёмок художественного кино, и он понял, что это ему тоже интересно. К следующей работе он готовился пять лет — в 1973 году вышла драма «Был настоящим трубачом» о трагически погибшем юном актёре начала XX века. Так как Бромберг был в первую очередь документалистом — драма была основана на реальных событиях и рассказывала о знаменитом 9-летнем петроградском актёре Коте Мгеброве-Чекане.
В следующем фильме Константина Бромберга — двухсерийной семейной киноповести «У меня есть лев» — снялась семья бакинского архитектора Берберова. В 70-х они прославились на весь СССР тем, что держали в квартире большое количество животных, включая пуму и львов. Их первый лев по кличке Кинг погиб на съёмках комедии « Невероятные приключения итальянцев в России » — он прыгнул на случайного прохожего и был застрелен милиционером. После этого режиссёр Эльдар Рязанов поклялся больше никогда не снимать животных, а Берберовы взяли второго льва — Кинга II. Именно он и снялся в фильме Бромберга вместе с членами семьи и актёрами Евгением Весником , Анатолием Адоскиным , Олегом Корчиковыми и другими. Главные роли были у Ромы и Евы Берберовых — они играли детей, которые подружились со сбежавшим львом, глава семьи Лев Берберов снялся в роли дрессировщика, а его жена Нина появлялась в эпизоде.
С Кингом II режиссёру приходилось нелегко, на съёмочной площадке зверь нервничал и не всегда выполнял команды. Когда Бромберг требовал от льва прыгнуть в воду, хищник укусил его за ногу и оставил дырку глубиной 8 см от клыка, ассистент режиссёра неосторожно махнул рукой и остался без части пальца, также за руку была укушена случайная девушка, которая решила погладить льва через прутья клетки. На съёмочной площадке у Кинга начались проблемы со здоровьем, о которых режиссёр рассказывал в интервью:
«…а куда нам деваться, это же Судак? Мы приходим к местному стоматологу:
— У нас беда — у льва стоматит!
— Ну и что? Мне хоть у кого, пожалуйста…
— Вы сможете ему помочь? Мы вас отвезём? Только инструмент берите побольше — это же лев.
— Конечно, я понимаю.
Мы приходим, открываются ворота и стоматолог говорит: „К-к-как это?! Я думал — Лев Семёнович какой-нибудь!“ Мы держим Кинга — а он понял, что к чему, и сам открывает пасть — стоматолог мажет мазью, и ему становится легче. После этого он обнимает врача и нежно лижет…»
С приключениями, но фильм всё-таки закончили. Он вышел в 1975 году и понравился зрителям, но через пять лет его отправили на полку. В 1978 году глава семьи скончался от инфаркта, а жене и детям справляться с животными было трудно. Они планировали отдать Кинга II в Берлинский зоопарк, но не успели — в 1980 году лев набросился на хозяев, нанёс серьёзные травмы Нине Берберовой и убил её сына Романа. О фильме тут же постарались забыть, а Бромберг вернулся в документалистику.
В 1977 году Бромберг снял цикл передач о советском дирижере и пианисте Евгении Мравинском и неожиданно столкнулся с проблемами. После завершения съёмок его пригласил к себе руководитель Гостелерадио Сергей Лапин и сказал, что в титрах не должно быть фамилий режиссера, оператора и художника — Бромберга, Рерберга и Макаревича, там останется только автор сценария Андрей Золотов. И если режиссёр против, то эти фильмы увидит минимум зрителей. Пока Бромберг думал, что делать, возмущённый литературовед, телеведущий и герой его предыдущего фильма Ираклий Андронников написал для газеты «Известия» статью с анонсом будущей премьеры и перечислением фамилий всех причастных. Статью тут же перепечатали ведущие музыкальные издания, и Лапину не оставалось ничего другого, как оставить всех в покое. Для Бромберга это открыло путь на большие экраны и у него начался лучший период в карьере.
Режиссёр прочитал повесть писателя Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и загорелся идеей экранизации. Он попросил Велтистова написать сценарий, и автор создал Электроника заново — в книге робот был бесстрастным «технарём», не знавшим норм поведения, ничего не умевшим в быту и далеким от искусства, а в фильме он умел рисовать, петь, испытывать чувства и в принципе вел себя соответственно мальчику-подростку. Бромберг отсмотрел уже более 350 пар со всего СССР, когда на пороге студии появились 12-летние Юра и Володя Торсуевы , которые оба играли на музыкальных инструментах и хорошо танцевали. Торсуевых утвердили, хотя задумывалось, что мальчики будут помладше. Режиссёр дал детям возможность играть так, как они видят героев.
Вероятно в этой свободе и был секрет успеха — фильм « Приключения Электроника » моментально стал культовым! Братьев заваливали письмами, зрители требовали повторных показов по ТВ, а воодушевлённый Бромберг получил Государственную премию СССР и искал сюжет для следующего фильма…
- Эпизодическую роль в «Приключениях Электроника» сыграла дочь режиссёра — Евгения Бромберг.
Через два года на экраны вышла новогодняя сказка « Чародеи » по сценарию фантастов Аркадия и Бориса Стругацих, основанному на их же повести «Понедельник начинается в субботу». Все переговоры Бромберг вёл с Аркадием — Борис относился к идее экранизации негативно и знакомиться не рвался, они подружились уже гораздо позже. Первую версию режиссёр забраковал — она была слишком близка к сатирическому тексту повести, а Стругацкие были авторами нескольких запрещённых к печати произведений и к их творениям относились очень придирчиво. Высмеивать с экрана руководство передовой советской науки, хоть и волшебной, никто бы не позволил. Во второй версии сценария сюжет стал самостоятельной новогодней историей, а от первоисточника остался только волшебный институт и несколько героев.
Музыкальная сказка «Чароеди» была показана по телевиденью 31 декабря 1982 года, премьера прошла с триумфом, и «Чародеи» до сих пор занимают место сразу после «Иронии судьбы…» в списке самых популярных новогодних фильмов.
Так получилось, что «Чародеи» стали последним художественным фильмом Бромберга. После очень громкого успеха он покинул кино — время и герои стремительно менялись, и идеи режиссёра не находили отклика у киночиновников, а потом на них просто не хватало финансирования. Он вернулся на телевидение, в 1989 году снял три сюжета для киножурнала «Ералаш» и несколько фильмов для канала СNN, потом — новогодний «огонёк» 1992 года, а потом про него как будто забыли…
В 1997 году 58-летний режиссёр понял, что на родине уже ничего не сделает, и уехал в США к дочери. Он не питал иллюзий, что там будет продолжать карьеру, и ехал для того, чтобы в первую очередь быть дедушкой для новорожденной внучки. В Америке Бромберг снял документальный фильм о Детройте, писал стихи, читал лекции по киноискусству и занимался общественной деятельностью. Он пытался сделать продолжение «Чародеев» и «Приключений Электроника» совместно с американскими киностудиями, но эти планы так и не осуществились. Слухи о том, что новый «электроник» все-таки будет снят, появились уже после смерти Константина Бромберга… Режиссёр ушёл из жизни в 2020 году, вскоре после потери супруги, с которой прожил 60 счастливых лет.
Свежие комментарии