Ко дню рождения знаменитого актёра!
Получил «боевую» фамилию благодаря подвигу дяди
Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве, в семье Соломона Факторовича и Беллы Ландау. Его отец служил в органах государственной безопасности Украинской ССР. Фамилию «Броневой» Соломон взял, уже будучи взрослым: причиной тому — героические события, произошедшие с ним и его братом во время Гражданской войны в 1918 году.
В ходе уличных боёв в Одессе брат Соломона в одиночку пошёл на вражеский броневик, кинул в него гранату — и уничтожил. При этом сам Абрам Факторович погиб, но с тех пор его родных стали называть «бронированными» или «броневыми», и вскоре это прозвище заменило им фамилию. Соломон Факторович рассчитывал, что с новой фамилией вопросов к нему в органах внутренних дел будет меньше. Но когда начались чистки, «броня» не помогла: в 1936 году Соломона приговорили к пяти годам лагерей и отправили на Колыму.
Окончил два театральных вуза
Чтобы избежать ареста, матери Леонида пришлось развестись с мужем, сменить сыну отчество на «Сергеевич» и отправиться в город Малмыж Кировской области. В Киев они вернулись только в начале 1941 года. Но уже очень скоро, с началом войны Лёню вместе с матерью эвакуировали в Казахстан, в город Чимкент. В военные годы будущему артисту, ещё подростку, приходилось браться за любую подвернувшуюся работу: он подрабатывал в пекарне, был секретарём-машинистом — а когда устроился в пошивочный цех кукольного театра, понял, что хочет быть актёром.
В 1944 году Леонид окончил школу и поступил в Ташкентский театрально-художественный институт. После выпуска, в 1950 году, он по распределению попал в Магнитогорский драматический театр имени Пушкина, а затем — в театр Чкалова (ныне Оренбург). Не получив за три года ни одной существенной роли, Леонид отправился в Москву — и поступил в Школу-студию МХАТ. Его зачислили сразу на третий курс в мастерскую Александра Карева. Однокурсниками Броневого были Галина Волчек , Ирина Скобцева и Анатолий Кузнецов .
Служил в региональных театрах
Однако и после Школы-студии МХАТ Броневому было суждено ездить по Советскому Союзу в поисках «своей» труппы. В 1955 году Леонид по распределению попал в Грозненский русский драматический театр имени Лермонтова, где служил год. Следующие два сезона он играл в Иркутском драматическом театре имени Охлопкова, где ему уже давали главные роли — в том числе «особо ответственные».
Здесь он, например, сыграл Владимира Ленина в спектакле «Поэма о хлебе». За эту роль Броневому пожаловали квартиру. В 1958 году артист переехал в Воронеж, куда его пригласил директор драматического театра Фёдор Гурской. Там актёр проработал три года, после чего отправился в Москву. Однако история переезда в столицу была связана не с амбициями, а с огромной личной трагедией.
Был отцом-одиночкой
Свою первую жену, актрису Валентину Блинову, Леонид Броневой встретил ещё в начале пятидесятых в Москве. Девушка училась в Щукинском училище. Вскоре после знакомства молодые люди поженились, и ездили по стране вместе — стараясь не разлучаться, устраивались работать в одни и те же театры. В 1958 году у них родилась дочь Валентина.
Однако семейное счастье длилось недолго: спустя всего пару лет после рождения дочери Блинова неудачно упала на репетиции и сломала ребро. Ещё через год у неё обнаружили рак лёгкого — врачи связывали его возникновение с перенесённой травмой. В 1962 году Валентины не стало; ей был всего 31 год. Оставшись вдвоём с четырёхлетней дочерью, Броневой решил ехать в Москву.
Артиста приняли на работу в Театр имени Пушкина, но заметных ролей не давали, и зарплата была скромной. Броневому приходилось зарабатывать, играя на деньги в домино на Тверском бульваре. Но вскоре Броневого приняли в труппу театра на Малой Бронной — появились и крупные роли, и существенный доход. Здесь Леонид Сергеевич служил более 25 лет. Среди его ролей «на Бронной» — Чебутыкин в «Трёх сёстрах», синьор Капулетти в «Ромео и Джульетте» и Иван Яичница в «Женитьбе».
Мог сыграть Гитлера
В кино Леонид Броневой снимался с 1964 года. Но настоящая слава пришла к нему только в 45 лет, в 1973 году — с премьерой легендарного многосерийного фильма « Семнадцать мгновений весны ». Роль группенфюрера Генриха Мюллера удалась ему так блестяще, что реплики этого персонажа стали крылатыми, а настоящую фамилию артиста частенько забывали: «Мюллером» Броневого называли и прохожие на улицах, и чиновники в документах. А однажды артист получил письмо от третьеклассников, в котором они выражали Леониду Сергеевичу своё восхищение: «Дедушка Мюллер! Мы все вас любим и хотим быть похожими на вас».
Интересно, что изначально Татьяна Лиознова предлагала Леониду Броневому сыграть Гитлера. Но вскоре переменила выбор. По одной из версий, на пробах режиссёр убедилась, что Броневой даже в гриме совсем не похож на фюрера. По другой — от работы над этой ролью Леонида Сергеевича отговорила невеста Виктория — жить со «злодеем» она отказывалась наотрез. «Гитлера — только через мой труп. В крайнем случае я согласна на Мюллера», — говорила она.
Женился в первый день съёмок «Семнадцати мгновений весны»
С началом съёмок «Семнадцати мгновений весны» совпало ещё одно знаковое событие в жизни Леонида Броневого — он женился во второй раз. Виктория Валентиновна была давней поклонницей Броневого. Девушка работала инженером, не имела никакого отношения к актёрской среде и долгое время была влюблена в Броневого — увидев его однажды в спектакле, просто шла за ним вслед до самого дома. В конце концов тот предложил девушке поговорить. Отношения сложились, и вскоре Броневой сделал предложение.
Из ЗАГСа артист сразу отправился на съёмочную площадку. «Жена тогда расплакалась. Я ей говорил, утешая, что это хорошая примета, значит, всегда будет много актерской работы», — вспоминал в интервью Леонид Броневой. И не обманул: удачно сложилась и его актёрская карьера, и семейная жизнь — Виктория и Леонид были вместе до конца своих дней.
Не любил свою роль в « Покровских воротах «
Пожалуй, самая узнаваемая и всенародно любимая роль Леонида Броневого после Мюллера — это артист Мосэстрады Велюров в комедии «Покровские ворота» Михаила Козакова . Снимался Броневой с удовольствием: пел сам, аккомпанировал себе на рояле — пригодилась музыкальная школа при Киевской консерватории — и даже сочинял куплеты для своего героя.
После премьеры фильма поэт Давид Самойлов написал стихотворение: «Ностальгична, романтична эта лента, милый мой. Все играют в ней отлично. Лучше прочих — Броневой» . Парадоксально, но сам Броневой со временем разлюбил «Покровские ворота» — старался обходить эту роль в интервью, отказывался отвечать на вопросы, связанные с ней, и никак не объяснял, с чем связано это отношение к картине. Внезапная перемена, повлекшая даже обиду Михаила Козакова, так и осталась загадкой.
Свежие комментарии